© 2019 Olga Prokofeva / Ольга Прокофьева 

Авторские права защищены. Копирование текстов, фотографий и других материалов возможно только с указанием активной ссылки на источник.

    • Facebook Социальной Иконка
    • Instagram Social Icon
    • Facebook Social Icon

    Забытый "танец" изящного веера

    26/09/2017

     

    Про историю веера написано множество трудов. Мне же хочется рассказать про веер, как про необходимый аксессуар светских модниц XVII - XIX веках. Да, был в истории такой период, когда дама не могла обходиться без такого аксессуара как веер, а он в свою очередь постоянно красовался в дамских руках.


    Восхождение на Олимп, как модный аксессуар, веер начал в период правления французского короля Людовика XIV. История даже сохранила для нас год. В 1678 году король учредил цех веерных мастеров. Именно с этого времени веер стал постоянным спутником светской дамы на прогулках, в путешествиях, на придворных церемониях и на домашних приемах. А Франция стала общепризнанным лидером в производстве изящных вееров на все время, пока аксессуар был в моде. Пластины вееров XVII века делали из слоновой кости, серебра, золота. Экраны делали из пергамента, лайки, "франжипана" (кожа, надушенная особым парфюмом, названного в честь итальянского маркиза Франжипани, который и ввел этот аромат в моду). 

     

    XVIII век - это век ювелирно-роскошных вееров. Веер так великолепен, а стоит столько, что веера закладывали, чтоб расплатиться с карточными долгами и кредиторами. Пластины веера изготавливали из золота, серебра, слоновой кости, черепахового панциря, перламутра, ценных и экзотических пород дерева. Pучки вееров украшались эмалью, драгоценными камнями, жемчугом. Бумажные, шелковые и пергаментовые экраны украшались мифологическими, пасторальными, любовными, аллегорическими сценами. Расписывали иx известные художники, например Буше, Ватто, Фрагонар, Виже-Лебрен. Тогда же придумали вставлять небольшoе зеркальцe в  крайние пластины веерa. С помощью зеркала хозяйка веера могла не только любоватся собой, но и тайно следить за понравившимся кавалером и подавать ему любовно-секретные знаки. Именно в XVIII веке веер стал, не только изящной вещицей, но и незаменимым способом передачи чувств и мыслей в умелых руках дамы. Нравы того времени замечательно описаны в знаменитом стихотворении поэта Гавриила Державина "Веер" от 1799 г.

     

    Когда б владел я целым миром,

    Хотел бы веером сим быть;

    Всех прохлаждал бы я зефиром

    И был бы всей вселенной щит;

    А ты, махаясь, Хлоя, мною,

    От жара сильного дыша,

    Как солнце бы цвела красою,

    Моей быв тенью хороша.

     

     

    Поэт даже не забыл и модное в то время слово "махаться", что значило кокетничать с помощью веера. Как писал журнал "Смесь" в 1769 году: " Знающиe свет женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность, держа у рта свернутое опахало, не говорить ни слова; непристойное любопытство, сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на то сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом, а любовь играет опахалом, как младенцы игрушками и делает из него все что хочет." Не смотря на модный "язык веера" дамы тех лет если и изображались с веером руках, то чаще всего он был в закрытом "неговорящим" виде. Объясняется это очень просто. Портреты писались для потомков и веер должен был хранить сердечные тайны молодости прабабушек.

          Веер. Франция, 1770-1780. Слоновая кость, перламутр, пергамент, фольга, роспись.  Из коллекции автора

     

    С приходом XIX века, веер постепенно стал утрачивать то значение, какое он имел в XVIII столетии, хотя на протяжение всего XIX века оставался модным и нужным аксессуаром, особенно в театре, на балах и придворных церемониях. В это время многочисленные дамские журналы, сборники правил и советов о поведении в обществе обязательно описывали модные веера и давали рекомендации о правильном подборе этого аксессуара к тому или иному событию. Так, правила хорошего тона рекомендовали подбирать веер в зависимости от возраста. Девушкам рекомендовалось пользоваться скромными, без особых излишeств, одноцветными веерами - белым, голубым, розовым. Вдовам полагался черный веер, затем фиолетовый в период полу-траура. Более того, веер подбирался согласно семейному положению хозяйки: "Для балов, при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев." (Хороший тон, сборник правил и советов на все случаи жизни, 1885 г.) 

     

     

    Про то, как выглядели модные веера подробно описывалoсь в дамских журналах. Так, в конце 1820-х годах "модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок." (Журнал "Московский телеграф", 1829 г.) А в 1890-х годах: "Модный веер из гренадина крэм украшен кружевом и живописью. Перламутровая оправа украшена золотом."(Журнал "Вестник моды", 1894 г.)

     

                    Веер. Франция, 1880-1900. Слоновая кость, шелк, кружево, роспись. Из коллекции автора

     

    В конце XIX - начале ХХ веков, после изобритения и внедрения искусственных материалов, например целлюлозы, веер перестал быть предметом роскоши, хотя для знатных дам ювелиры и веерные мастера, по старинке изготавливали роскошные экземпляры. Но, разразившиеся Первая Мировая война, а за нею и революции в ряде европейских стран, изменили навсегда ритм и уклад жизни, моду и вкусы.

     

    Share on Facebook
    Share on Twitter
    Please reload

    В этом разделе публикуются статьи автора про старинный быт, традиции, предметы быта, а так же выдержки из старинных документов, писем, книг и просто интересные факты из биографий известных и малоизвестных частных и государственных лиц прошлых лет.

     ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ: 
    Please reload

    ПОИСК ПО ТЭГАМ: